Алена Шилоносова
Интенсивная миграция жителей из Китая на Дальний Восток России началась во второй половине XIX века. В основном это были мужчины, они брали в жёны местных женщин из коренных малых народов — удэгейцев, нанайцев и орочей. Так появилась новая этническая группа — тазы. В 1960- 1970-е годы, когда политические отношения СССР и Китая обострились, начался обратный процесс — массированная кампания по вытеснению китайцев из Советского Союза. Несмотря на то, что тазы не подвергались официальным гонениям, по данным переписи 2010 года в Приморском крае их численность составляла лишь две с половиной сотни. Вместе с китайскими мигрантами вытеснялось и все то, что с ними было связано. Тазский язык, появившийся как смесь китайского, удэгейского и нанайского, оказался под запретом. Вместе с языком стиранию подверглась культура этой народности, поскольку именно через язык передаются опыт, ценности, фольклор, традиции, картина мира. Наибольшее количество тазов при этом оказалось в селе Михайловка в 420 километрах от Владивостока, куда они были сселены еще в 1938 году. Сейчас численность тазов в Михайловке едва ли превысит несколько десятков. Современный мир с его мобильностью, размытыми границами и тотальной глобализацией также не способствует сохранению культуры. Не получая государственной поддержки в поддержании традиций, тазы теряют свою уникальность. О тазском языке последние его носители в селе говорят: «Я понимаю, сказать не могу». Для одноименной фотосерии они написали те слова и выражения, которые еще помнят.