XIX. Белгород / Весть о Белгороде

Мария Муравьева

Говорят, что все российские провинциальные города «уныло-одинаковы». Отчасти это соответствует действительности. В Белгороде до сих пор отчетливо ощущается налет 90- х. У банков толпятся подозрительного вида менялы, которые нашептывают себе под нос: «Гривны, евро, доллары»). Город пестрит рекламой микрокредитов («Легкий займ», «Займи до зарплаты»). Из-за большого количества мела в почве здесь очень плохая вода. Навстречу то и дело попадаются люди с канистрами: воду здесь покупают по три рубля за литр. По городу ходят старенькие автобусы, какие ездили по Москве в 70-х.  Каждый день, независимо от времени года, солист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин отправляется на работу на велосипеде. У органиста не бывает выходных. Он репетирует и возвращается домой в три, а то и в четыре часа ночи. Белгород – город жаворонков. За восемь лет музыкант не встретил ночью на улице ни одного человека. Дома его ждут кот Герман и терьер Вольт. У него не всегда есть силы с ними поиграть. Чаще всего, попадая домой, он сразу ложится спать.  Тимур стремится донести до сознания людей, что орган – не застрявший в эпохе барокко инструмент. Что на нем можно сыграть практически любую музыку разных времен и стилей. В Белгородском органном зале можно услышать даже Deep purple. Исполняются фрагменты рок-опер, переложения из фильмов, в числе которых «Гарри Поттер», «Список Шиндлера», «Пираты Карибского моря». Сегодня Белгород идет впереди многих других концертных органных залов. Здесь кипит творчество. Люди предлагают новые решения. Предлагают странные, на первый взгляд, эксперименты. Здесь пробуют соединить орган с театром, танцем и песочным шоу. Здесь впервые сыграли вместе орган и русские гусли. На вопрос: «Но это вы всех завели все-таки?» Тимур отвечает: «Это орган всех заводит».  Разнести весть о Белгороде как о своеобразном музыкальном Граде Китеже, помогает интернет. Тимура можно легко найти в социальных сетях. Он не считает Белгород провинцией и не хочет отсюда уехать, хотя зарплата у музыканта небольшая и его часто приглашают за рубеж, например, в Китай: «Я буду там вечно чужим».  В конце концов, в современном глобальном мире, где стираются противоречия между периферией и центром, центром становится человек, а не место. Центральность задается не пространственным масштабом, а масштабом личности. Большие личности создают центры. Теперь личность определяет, где центр, а не география. В этом смысле Париж, Москву и Белгород можно считать культурными столицами, которые находятся на одном музыкальном меридиане.