Юля Пепеляева, СПб
Принимала участие в двух экспедициях — в Санкт-Петербурге и Иваново. После первой, хоть она и не была максимально продуктивной с моей стороны, решила пойти учиться в школу «ДокДокДок» — очень вдохновила форма обучения и форма взаимодействия между студентами и преподавателем. Во время второй получила бесценный опыт работы «в поле» и поверила в свои силы, а так же привезла массу впечатлений из красивейших мест, куда, не думаю, что попала бы если б не участие в экспедиции. Сняла маленький проект на неожиданную для себя тему, затронувшую глубинные переживания из собственной жизни. Неделя общения с единомышленниками — тоже очень приятная опция — жили всю неделю вместе в съемной квартире в атмосфере бойскаутского лагеря. Ежевечерние просмотры/обсуждения отснятого материала и обмен впечатлениями очень поднимали настроение и боевой дух начинающих(и продолжающих) фотожурналистов. Очень хороший опыт.
Антон Климов, Иркутск
У меня раньше было много возможностей снимать истории, но, как правило, мне не хватало опыта и знаний, чтобы их снять. Я слишком мало уделял времени раскрытию темы, потому что просто не понимал, как это делается. В школе современной фотожурналистики Миши Доможилова у меня появилась возможность получить массу теоретических знаний и накопить необходимый визуальный багаж. Но любую теорию надо подкреплять практикой. Формат экспедиции очень эффективно дополняет теоретическую часть занятий. С одной стороны временные ограничения мотивируют максимально концентрироваться на объекте съемке, а с другой ежедневные разборы съемок с Мишей помогают понять в какую сторону идти и как довести съемку до логического конца.
Неуверенность – одна из главных проблем, с которой я сталкивался раньше, при работе над фотоисториями. Когда ты варишься с собственном соку, непонятно, что и как стоит делать и стоит ли вообще. Плотное общение с профессионалами в нужном контексте прекрасно мотивирует к действию, а последующая публикация в федеральном СМИ еще сильнее подкрепляет уверенность.
В любом деле самое главное начать, а дальше уже пойдет легче, и экспедиция это прекрасный вариант начать заниматься документальной фотографией. Огромная благодарность Мише за такую замечательную возможность!
Алина Десятниченко, Краснодар
Я пока съездила в две экспедиции: Иркутск и Иваново. Не могу сказать, что это был совершенно новый опыт для меня. Но что он был полезен — безусловно. Первая была однозначно не зря — я сняла законченный проект. Вторая поездка, увы, увенчалась, по большей части, лишь идеями, что тоже хорошо. Для меня в таких поездках самое крутое не готовый продукт — его можно и так снять, а общение с себе подобными. Знать, что не ты один такой долбанутый, не у одного тебя возникают подобные проблемы, а также возможность обкатать задумки с понимающими людьми, оперативно попросить совета — все это воодушевляет. Единственный минус — на такие экспедиции очень легко подсесть, хахах.
Анна Главатских
Об экспедициях Миши я была уже наслышана, поэтому ждала ее с нетерпением, но и некоторым страхом. Особенно меня волновал вопрос выбора темы, который всегда был особенно сложным в моей журналистской практике. Но тема в итоге была сформулирована, точнее темы, их должно быть 2-3, а то и больше, потому что не все всегда получается, не все срастается. И за неделю до поездки я начала активно искать героев в соц сетях. Ближе к экспедиции я составила примерный график съемок получилось 3-4 съемки в день. Об экспедиции можно говорить много, но лучше один раз в ней побывать. Это и общение с единомышленниками, и обмен мнениями и темами, и разбор отснятого за день, и наставления, и разговоры о фото и о жизни вообще. Атмосфера создается творческая, добрая и рабочая. Когда с утра все уходят на съемки, неловко оставаться дома и отлынивать, поэтому быстренько находишь тему/героев и идешь снимать. Особенно полезны такие выезде тем, кто учится онлайн, потому что живое общение дает очень много. Как бонус, Миша рассказал нам немного об обработке и о том, как снимать портреты с естественным светом.
Галина Халилова
Экспедиция в Вологду привнесла в мою,на тот момент бледненькую жизнь,острые ощущения,приключенческий дух,ту свободу,которой мне всегда не хватает в городах,где приходится оседать,вообщем весь спектр маленьких и больших радостей,что дает путешествие.Только с одной поправкой,такое путешествие направлено на конкретную цель-рассказать о том месте,где ты пребываешь,посредством фотографии.Рассказать с разных сторон,и рассказать глубоко и идейно.
Тема пришла ко мне в самой Вологде.До поездки,мне было трудно выбрать что-то конкретное.Единственное я поддержала группу ребят,которые подали заявку в вологодские места заключения,и даже придумала как снимать свою тему.
В первый день мы знакомились с городом,вдыхали его ароматы,слушали о чем и как говорят жители Вологды,наблюдали за отголосками ушедшей эпохи,сохранившейся в резных полисадах и деревянных постройках,сочиняли стихи и много смеялись. Второй день я провела в интернетных дебрях,в поисках какой-то зацепки,а рассказы местного фотоблогера вдохновили на нужный фотографический лад.Несмотря на,то что наш рассказчик по Вологде сказал,что не стоит ехать в некую деревню страха,так как всё что,там есть супернеорганизованно и больше похоже на жкх-арт,нежели на высокое искусство.Всё же,за неимением другой интересующей меня темы,и в ожидании согласования с тюрьмой,на следующее утро я отправилась именно туда.Меня ожидало удивление,и ещё раз удивление.Все что я там увидела,определенно отзывалось в моем сердце.
На протяжении нескольких дней я поддерживала тесный контакт с жителями деревни страха,по карте Маурино.Была участником квеста,по сценарию придуманному за 15 мин.до начала игры мне выпала роль сидеть в подвале и пугать людей своим смехом.Было жутко страшно,так как повсюду кричали люди,а я не понимала от чего.После 2-х часового сидения ко мне так никто и не пришел,кроме организатора,который надел на меня противогаз с запотевшими стеклами,сказав что мне нужно перебираться в тепло,но так чтобы не спалиться.Не спалиться было трудно,так как по пути я спотыкалась и падала в сугробы,а когда добежала до места поняла,что дом закрыт.Отчаявшись и промерзжщи до костей,я села на пенёк.Участники игры заметили меня,не понимая,что я за персонаж в противогазе и что я должна им сказать. Я была участником,но не фотографом,фотоаппарат молча висел на моей шеи и не знал что делать,да и повсюду был мрак.Ушла,надеясь вернуться,переснять,но как говориться здесь и сейчас,и только с тем что есть. Подружилась с дедом,хозяином дома,где по вечерам происходят такие вакханалии.Создателем невероятных кукол из дерева,пенопласта и сподручных материалов,стихоплетом,кукольником,опозиционным фотолюбителем.Я назвала его «мой Сальвадор Дали».Я видела в его творчестве много символов,его взгляда и его личности.Возможно,того,чего мне не хватает в своем.
В моей теме была и семейнная драма и внутренние противоречия и конфликт личности с обществом.Моя включенность в жизнь своего героя зашкаливала,я узнала очень многое о его жизни.В какие-то моменты видела себя в нем,особенно когда он был один,и когда он молчал.Герой был мой,но фотографически мне не удалось сделать из этого фееричную историю.Я прожила её без фотоаппарата,и для меня это был удивительный опыт,в плане погруженности в тему,погруженности в человека.Я относилась к герою в первую очередь,как к человеку,а не как к объекту съемки.Я рада,что в психологическом плане мне это удалось.Я довольна собой как человеком,выслушившем другого человека,но не довольна собой как фотографом,не сумевшем рассказать,о том,что для меня открыли.
После обсуждения наснятого,уже в конце экспедиции,я поняла,что снимала,лишь фиксируя действительность.Не внося себя и не донося до зрителя какой-то конкретной идеи,и при этом ещё не обращая никакого внимания на технические моменты.Босс не одобрил.
Но работу над ошибками никто не отменял,и я что-то поняла,а это самое важное.
В перерыве между деревней и тюрьмой,мне удалось заглянуть на предприятие «надежда»,где по особому росписывают деревянную посуду.Особым морозным вологодским узором с северными ягодами.Знакомство с героическими художницами,работающими на фабрике изо дня в день за крохотную зарплату вызвало у меня чувство бескрайнего уважения.
Когда все ребята разъехались,я решила дожидаться тюрьмы.Мне выпала женская колония,надеясь на что-то стоящее я отправилась туда.На посещение тюрьмы мне был выделен час,за мной ходили по пятам,водили на экскурсии,и показывали что хорошего есть в их тюрьме.В таком ключе,в моей голове ну никак не укладывалась полноценная история.А на следующий день должен был быть праздник-конкурс пародий и я напросилась на ещё один визит,но в день икс уехала не в ту сторону и опоздала на полчаса,а концерт длился лишь час.Я плакала.От своей никчемности…
На месте меня ждали веселые арестантки в костюмах Леонтьева,стрекозы любви,комбинации и прочих идолов минувших лет.А после концерта- построение, ужин,телевизор,отбой.Некоторые девушки не успели переодеться и смыть гримм,пышные подолы юбок так и виднелись из-под арестанских зеленых фуфаек.Хотелось это снимать,но нельзя,сказали нельзя.
Да,круто,оказаться в таком месте,получить доступ,почувствовать себя настоящим журналистом,но этого недостаточно,это лишь опорная точка.Время-враг мой,и правила,по которым нужно играть,но как снимать в таких рамках,я ещё не знаю.
Прощание с Вологдой было ясным,с чувством завершенности процесса,с подбитыми коленками,с «набитыми шишками»,с полным рюкзаком вологодского масла и снежка.
Уезжала я живой,так как будто в душном помещении наконец-то открыли форточки.
Немного грусти и радость встречи с Петербургом.
Спасибо корпорации щщи и её главарю Мише за организацию.За кинопросмотры по вечерам в хостеле,и койко-место за которое не нужно было платить,благодаря студенту беларусу,который затерялся в обществе трезвенников,и горы еды оставленной после отъезда ребят,за улыбки и поддержку!
Вологда в сердце.Вологда навсегда.
Сергей Коровайный
Питерская экспедиция стала для меня первым подобным опытом. За неделю, проведенная в северной столице, я узнал и научился такому же количеству вещей, как и, наверное, за всю жизнь до этого. Особенно пригодились навыки по получению доступа и съемке документальных портретов, без которых я вряд ли снял бы хоть один из своих проектов за последний год.
Я ехал в Питер учиться, и экспедиция вышла для меня больше теоретической, чем практической. Иногда я осознанно пропускал съемку, чтобы не пропустить лекцию или разбор полетов, хоть Миша всячески настаивал на обратном. Историю, которую я снял в Питере, вряд ли можно назвать выдающейся, но опыт, полученный при работе над ней, также не прошел даром.
Я из Украины, и экседиция стала для меня первым знакомством с российским фотомиром. Результат — огромное количество друзей среди коллег по всей России, а также мое решение продолжить учиться у Доможилова в школе ДокДокДок.
И, конечно, спасибо всем ребятам за потрясающую атмосферу, а городу — за его белые ночи и солнце в каналах!
Сергей Коровайный
Отличная экспедиция с отличными людьми. Нечто среднее между арт-резиденцией и тусовкой с коллегами, со многими из которых дружим до сих пор.
Кроме того, я всегда хотел снимать север, и это была моя первая попытка. Снял историю о монастыре посреди замерзшего озера в Вологодской области, которая, надеюсь, скоро будет опубликована в одном из зарубежных изданий.
Скучаю по Вологде, ребятам, белому безмолвию и спокойствию Спаса Каменного, прекрасное было время!