Андрей Шолыганов
Не так давно не стало Геннадия Ивановича Гузанова, последнего в Костромской области Героя Великой Отечественной Войны. Не стало еще одного человека, для которого история – не строки в запылившемся учебнике, а часть своего прошлого, своей судьбы. В его памяти жили и грохот артиллерии, и пронзительный свист пролетающих над головой пуль, тягости войны и скорбная радость, заключенная в одном простом слове, – Победа. В свое время нам удалось пообщаться с Геннадием Ивановичем, чтобы запечатлеть последние дни его жизни. Пусть фотография не в силах передать и десятой части той бодрости и силы духа, что заключены в этом хрупком пожилом человеке, но, становясь свидетелями жизни таких людей, мы в очередной раз убеждаемся, что каждый из нас причастен к чему-то большему, чем работа и карьера, – причастен к истории страны и мира, в которых мы живем.
Родился Геннадий Иванович 8 ноября 1921 года в деревне Стрельниково, недалеко от Костромы, в крестьянской семье. Как и все его сверстники, он окончил семь классов. «Долго учиться не давала сама жизнь, нужно было работать», – вспоминал наш герой. До призыва в армию Геннадий успел поработать слесарем на льнокомбинате и в колхозе.
С начала войны рядовой Гузанов оказался на передовой. Служил разведчиком, минировал дороги в тылу противника. К моменту своего главного подвига он уже был неоднократно был награжден. К наградам Геннадий Иванович относится спокойно: в боях терял медали, но никогда не стремился их восстановить. Предлагали Геннадию и возглавить роту, но он наотрез отказался, за что попал под немилость командира и просидел в землянке под конвоем несколько дней.
Главный бой своей жизни Геннадий Иванович помнит ясно. В ночь с 17 на 18 апреля 1945 г. Гузанов получил боевой приказ собрать паром из лодок А-3 и переправить на западный берег реки Одер в районе Ной-Глитцен два артиллерийских расчёта 76-мм пушек для поддержки переправившейся пехоты. Противник вёл сильный огонь из всех видов оружия. Гузанов два раза собирал паром, и оба раза его разбивал противник. Наш герой, пренебрегая опасностью, сделал третий паром и переправил пушку с расчётом и боеприпасами. Во втором рейсе у берега противника одна из лодок получила пробоину, грозила опасность затопления. Гузанов, несмотря на сильный огонь, бросился в воду и закрыл пробоину. Вторая пушка была доставлена на плацдарм. Противник усилил обстрел, но Геннадий Геннадьевич совершил ещё один рейс и переправил третье орудие. Тем самым он обеспечил завоевание плацдарма на левом берегу Одера.
В бою Геннадий Иванович был ранен в ногу, но в Берлин все равно решил идти, сослуживцы звали: «Ну как, Генка, Берлин-то надо посмотреть!». Когда подошли к Рейхстагу, там еще шли бои. «Конечно, расписались», — вспоминал наш герой, – «Кострома — Гузанов».
После войны Геннадий Иванович прожил 68 лет со своей супругой, в прошлом году похоронил в родном селе. Последние свои дни он ждал весны – все надеялся подойти к могилке, когда растает снег.