Аша Маилз
В последние годы в российской внутренней политике все чаще слышны высказывания о необходимости возврата к традиционным ценностям, одно из центральных мест в перечне которых занимает «традиционная» семья. Семья как социальный институт или «ячейка общества» в стране всегда имела особую важность, а в дореволюционной России была неразрывно связана с православной церковью.
Именно церковь определяла духовные и морально-нравственные ценности, а семья представляла собой некую уменьшенную модель религиозного уклада, где муж олицетворял собой Бога. Жене предписывалось почитать мужа и занимать подчиненное положение, а мужу надлежало покровительствовать жене. Что характерно, основой семьи не могли быть только чувства супругов друг к другу. Непременно должно было присутствовать объединяющее начало – богопочитание.
В современном мире ценности меняются и у людей есть возможность самостоятельно выбирать жизненные ориентиры. Равноправие между мужчиной и женщиной становится нормой, а связь семьи и религии, на время вытесненная советской историей, и сейчас не так уж часта. И лишь в немногих семьях жена сознательно выбирает подвластную позицию, которая предписывает во всем уступать мужу, обращаться к нему на «Вы».
Семья Розовых из Ярославля – яркий пример возвращенных традиционных семейных ценностей. Церковные ритуалы в жизни четы Алины и Сергея и их четырех дочерей играют едва ли не главную роль. А если добавить к этому увлечение Алины шить старинные наряды, принимать участие в игровых балах, внося в наш 21-й век эстетику старины, то создается иллюзия попадания в далекое прошлое. В те времена, когда царя полагали наместником Бога и танцевали вальсы в усадьбах. В те времена, о которых я только читала в книгах, тогда как для дочерей Алины это – повседневная реальность. И хотя в наши дни многие увлекаются реконструкцией, по утверждению семьи Розовых, для них это не просто дань моде, а глубокая ностальгия по красоте прошлых веков, по непоколебимым устоям царских времен и церковных традиций.