Анастасия Овчинникова
Узкоколейка — рудимент века индустриализации. Благодаря простой конструкции она стихийно появлялась в самых труднодоступных уголках планеты. В глубокой тайге, на рудниках, в горах крошечные невесомые вагончики перевозили людей и всевозможные грузы. Но главное — за колеёй в глубинку устремлялась жизнь. В конце XIX века на Урале построили самую протяжённую узкоколейку в мире длиной почти 600 км. Главная линия тянулась от города Алапаевска до посёлка Калач, соединяя два десятка станций. В Советском Союзе наступил расцвет Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД): уводя колею вглубь Урала, леспромхоз финансировал строительство дополнительных веток. Работы было много, на новые места приезжали специалисты со всего Союза. В посёлках строились школы, садики, дома культуры, фельдшерские пункты. Люди влюблялись, создавали семьи, рожали детей. Жизнь кипела. Только колея и связывала несколько десятков поселений с цивилизацией. Именно поэтому её назвали «дорогой жизни». Самым удобным способом передвижения стала мотодрезина ТД-5У «Пионер», серийно выпускавшаяся на заводах в 50-х годах. В народе её прозвали «бешеной табуреткой»: максимальная скорость передвижения на этом опасном транспорте достигает 60 км/ч, что до сих пор приводит к серьёзным авариям. Но самое популярное название дрезины — пионерка. В каждом дворе обязательно была своя пионерка, со своей изюминкой. Многие собирали самодельные дрезины из подручных средств, а двигатель брали от мотоцикла «Минск». В более зажиточных домах бывало и несколько дрезин. Отцы передавали свои пионерки сыновьям, но чаще парни сами мастерили дрезину — знак взрослости и мужественности. Со временем на Урале сложился свой дивный дрезинный мир. С развалом СССР рухнул и он. Перестали добывать лес и торф, безработные жители стали разбирать дорогу и сдавать её в металлолом. Закрывались садики, школы, дома культуры. Посёлки пустели, люди уезжали, дивный дрезинный мир исчезал под натиском нового. Сейчас протяжённость Алапаевской железной дороги сократилась до 150 км, и она связывает наиболее удалённые населённые пункты. Самый крупный из них — Санкино. Кроме узкоколейки, по которой четыре раза в неделю ходит пассажирский состав, теперь в посёлок можно добраться по дороге. Её построили несколько лет назад, до этого зимой можно было передвигаться на снегоходах. Но с появлением дороги люди активнее стали переезжать в город, оставляя свои дома в деревнях и посёлках. Постепенно пустеют и зарастают лесом деревни, вдоль бывшей узкоколейки ржавеют грузовые вагоны. Многие семьи живут за счёт сбора металлолома. Кто-то занимается сельским хозяйством, кто-то катает на пионерках редких туристов. Кто-то работает в местной администрации, школе и садике.